Славянский правовой центр. Аналитика- Евгений Юрьевич, в Союзе баптистов Вы является создателем и куратором молодежного движения, которое является залогом будущего развития церквей. Каковы, на ваш взгляд, особенности современного протестантского движения в России, перспективы его роста? И я бы отказался от употребления слова «протестанты», потому что Россия не была затронута Европейской Реформацией напрямую так, как это происходило например, в Прибалтике, Украине, Польше, у наших ближайших соседей. Протестантская Реформация не дошла до России в ее сегодняшних границах. Евангелие не пронизывало и не пронизывает пока что наше общество и общественное сознание. Россия еще ждет этого часа , и, по моему мнению, нуждается в духе Реформации. Надо говорить не о протестантизме как таковом, а о протестантской мысли и философии. Во-вторых, протестантское движение, которое позиционирует себя в качестве некоей одной единой протестантской церкви - надконфессионального евангельского движения - это утопическая, бесперспективная идея. Протестантский мир может быть представлен во всем своем многообразии, во множестве направлений, которые относятся друг к другу с взаимоуважением. Это мир партнерства и уважения. Если мы предстанем как единая протестантская церковь, то отречемся от свободы своей веры. Каждая церковь может выступать только от себя, признавая и уважая других, если надо - даже защищая. Возможно провозглашая какие-то общие ценности в окружающем нас обществе, выступая с общими заялениями, но не теряя своей самобытности В-третьих, век постмодернизма диктует свои условия – сейчас в обществе принято демонстрировать свою идентичность и уникальность, то, что тебя отличает от других. Поэтому и каждая деноминация может развиваться ярко и бурно. Сильные церкви, которые если нужно находятся в партнерских отношениях, но работают отдельно друг от друга, в сущности оказываются большой и влиятельной силой в обществе. Для этого совсем не нужно структурное единство и взаимослияние. Не все евангельские лидеры России хорошо понимают это Самый наглядный пример – это развитие и рост протестантизма в Латинской Америке, где он развивался не за счет единого евангельского движения, а благодаря тому, что эффективно развивалась каждая деноминация. В целом же евангельское движение сравнительно быстро набрало общественный и социальный вес. Я думаю, что это чрезвычайно полезный опыт для нашей страны. - В наше время, единая структура скорее будет оказывать негативное влияние, чем позитивное. В истории трудно вспомнить положительные примеры такого объединения евангельских верующих. Это, к примеру, попытки лидера евангельских христиан Ивана Проханова создать Евангельский альянс, которая достигала совсем немного. а также вмешательство советской власти в прекрасное и желаемое объединение многих протестантов в рамках ВСЕХБ – Всесоюзного совета ЕХБ, где наряду с искренним движением верующих, было оказано и известное давление на определенные церкви Те, кто хотят такого единства, не понимают законов социологии – должно быть не единство организаций, а единство мыслей и концепций. Наиболее актуально для России – существование сильных евангельских союзов, которые развиваются независимо, и тем самым, достигая больших результатов и более широкого влияния. Если же говорить, в плане орг.работы, то прежде всего, Союз ЕХБ работает на сегодняшний момент со всеми околобаптистскими и евангельскими объединениями. Мы готовы с ними сотрудничать (и такое имеет место) вплоть до возможности ассоциированного членства в Союзе. Таким образом, мы консолидируем евангельско-баптистский потенциал России. Многие евангельские христиане могут не называть себя баптистами, но часто по сути таковыми являются. Помимо этого, мы стараемся выстраивать отношения на межрелигиозном и межконфессиональном уровнях, с Русской православной церковью и с органами власти. Это очень важно на фоне своеобразного возрождения национализма, ксенофобских акций, разжигания межрелигиозной розни и вражды. Конечно, мы хотим, чтобы Союз ЕХБ был представлен в Общественной палате РФ, в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, в Межрелигиозном совете России. Евангельским христианам-баптистам нужно больше участвовать в общественной жизни страны. Один из недавних приоритетов нашей мииссионерской деятельности — это проповедь среди малочисленных народов России, народов Крайнего Севера. Христианская мысль представлена в России – Русской православной церковью, католиками, протестантами, то есть россиянами, гражданами своей страны, которые молятся за нее. С пятидесятниками у нас добрые, христианские отношения, хотя у нас есть известные доктринальные различия. Что касается нерегистрированных баптистов – Международного Совета Церквей ЕХБ, то это, пожалуй, самая организованная структура среди всех российских евангельских церквей Автономные церкви из СЦ ЕХБ больше тяготеют к нам, существует общение между общинами на местах, но официального диалога нет. Думаю, что объединение Союза и Совета Церквей вряд ли произойдет, на то существует много объективных причин. Но Господу все возможно. Кроме российских церквей, мы также поддерживает контакты с зарубежными объединениями – во-первых, это славянские церкви Европы и Америки, общины наших бывших соотечественников, церкви на пространстве бывшего СССР. С ними мы работаем в рамках Евро-Азиатской Федерации ЕХБ. Мы будем выводить эту работу на новый уровень – в том числе на фоне всеобщей секуляризации и отхода от евангельских ценностей во всем мире, Союз ЕХБ побуждает и развивает миссионерское служение в Европе. А во-вторых, с наши единоверцами из других стран, которые представляют национальные баптистские союза своих государств. Церкви создают действенную площадку для раскрытия потенциала верующего, для самоорганизации. Мы почти преодолели совветское прошлое с его рабской психологией, которая твердила, что цеерковь мало, что может, а молодежь не сспособна на что-то серьезное. В молодых людях надо видеть личности, а совсем не массу, которую надо просто куда-то бросить или направить. Наша молодежь готовится к Олимпийским играм в Сочи, к универсиаде в Казани, чтобы в качестве волонтеров помогать проведению этих больших мероприятий. Молодые баптисты из России и из славянских церквей Америки и Канады, как волонтеры, участвовали в проведении Олимпийских игр в Ванкувере, пытались улучшить атмосферу вокруг Русского Дома. Нашей целью никогда не были какие-либо яркие пиар-акции, хотя они и присутствовали, например известный велопробег через всю Европу и Россию или молитвенное восхождение на Эльбрус. В основе нашего служения лежит мечта о Духовном Пробуждении России, воспитание библейских лидеров и наставничество молодежи, четкое стратегически спланированное служение, а не просто набор мероприятий. Поощрение миссионерского духа, востребованности людей, являющихся мисссионерами. Наконец, это созидание единого пространства служения, так чтобы люди с одного конца страны до другого видели и ощущали себя как члены, и реально ими были, одной большой командой. Это тихая незаметная работа по принципу «Думай глобально, действуй локально». У нас нет желания произвести впечатление на людей, мы хотим воспитать лидеров. Это не просто околоцерковное, а именно церковное служение, молодежное служение в и через поместную церковь Однако если ты просто общаешься с чиновниками, то это еще не является продвижением протестантизма. Главное — четко провозглашать евангельские ценности, и чтобы позиция протестантов присутствовала в обществе. Россия является пока что атеистической страной, поэтому необходимо донести Евангелие до россиян. Только тогда возникнет почва для евангельского возрождения. Чем больше будет настоящих христиан в стране, тем лучше в ней будет жить всем. В этом у меня сомнений нет никаких. Идеология же, согласно которой надо проявлять лояльность власти и получать за это деньги и влияние, бесперспективна. Мы ценим и молимся за нашу власть, и являемся законопослушными гражданами. И надеемся, что старые советские неверные стереотипы в отношении церкви останутся окончательно в прошлом. Особенно такая ошибочная логика, что для того, чтобы Церковь оказалась полезной государству, нужно ее подчинить власти. В реальности же Церковь приносит славу Богу и оказывает максимальную пользу в обществе, когда она независима и не подчинена светской власти. Как и учил Господь Иисус – «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». – Националистические акции, беспорядки на Манежной площади декабря 2010 года, показывают, что наше общество еще не достигло необходимого уровня взаимотерпимости. Это вызов для всех Церквей России, в том числе для православных, которые проигрывают борьбу с нетерпимостью. Сегодняшнее Российское общество далеко не такое толерантное, и ценности свободы совести в нем еще не укоренены. У нас все еще до сих пор, среди многих чиновников, можно встретить странное отношение к неправославным священнослужителям, их вовсе и не считают за церковных служителей. Для многих россиян понятие патриотизма все еще граничит с национализмом и насилием., и поэтому нуждаетс в дальнейшем развитии, и особенно в религиозной сфере. Я надеюсь, что мои дети будут жить в гражданском обществе, и их будут ценить за то, что они внесли свой вклад в его процветание, а не за то, какая у них церковная или религиозная принадлежность. Беседовал Роман Лункин.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |