Культ культу рознь. Пятидесятники выступили против «сектантов»

Культ культу рознь. Пятидесятники выступили против «сектантов»
25 Декабря 2015

Представление о том, что есть нормальные религиозные объединения, а есть «секты», существует не только в России, но и других странах мира. В Соединенных Штатах и Европейском Союзе разного рода подозрительные религиозные группы, чаще всего, это новые религиозные движения, обычно называют «культами». С легкой руки радикального православного борца с «сектами» Александра Дворкина, прошедшего обучение в США, «культы» превратились в деструктивные и тоталитарные культы или секты. Православные сектоборцы под «сектами» стали понимать не только новые движения и психологические тренинги с группами целителей, но и христианские конфессии (протестантские движения). На практике, в демократическом обществе, надо учиться отделять цивилизованные респектабельные церкви от «культов».

Ситуация, сложившаяся вокруг одной американской общины осенью 2015 года, показала, насколько это важно для защиты чувств тысяч вполне законопослушных верующих. В октябре 2015 года стало известно, что в общине «Слово жизни» в городе Нью-Хартфорд в штате Нью-Йорк прихожане несколько часов били двух молодых людей (Лукаса и Кристофера Леонардов), заставляя их исповедаться. Впоследствии 19-летний юноша скончался, его 17-летний брат получил серьезные травмы. По сообщению полиции, оба брата были приглашены на индивидуальную беседу «для обсуждения их духовного состояния». Родители подростков были арестованы, и им были предъявлены обвинения в совершении убийства, в то время как другие четыре прихожанина церкви, в том числе старшая сестра погибшего, были арестованы по обвинению в физическом насилии.

Большинство светских сайтов приписали эту общину, в которой было совершено и убийство, и насилие, к пятидесятничеству как одному из направлений протестантизма. На православных интернет-ресурсах даже прямо указывалось на то, что эта группа - «Движение веры», «известное также как неопятидесятническое движение умеренно-харизматического направления». Хотя никаких оснований для того, чтобы так считать не было. Преступление произошло в далекой американской глубинке в общине, которая предположительно могла иметь некое харизматическое мировоззрение, основанное на христианстве. Но никто не изучал эту группу – ее лидеры вполне могли придумать себе любую новую доктрину.

Такого рода новые группы возникают в самых разных странах и культурах, в современном мире их подпитывает религиозная глобализация – широкое распространение самых разных заразительных идей по всему миру. Кроме того, основанием новых движений часто является и фундаментализм – «возвращение к основам веры», эсхатология, как в случае с теми православными, которые в землянках ждали конца света в Пензенской области в 2008 году (Петр Кузнецов был признан невменяемым, но являлся ли он их истинным лидером, осталось неясным). Вокруг исторических религий регулярно появляются такие группы. Представители РПЦ объявили «сектантами», не имеющими отношение к Церкви, как пензенских сидельцев, так и последователей «бога Кузи».

Аналогичным образом поступили представители одного из крупнейших в США и в мире объединений пятидесятничества – «Церкви Божией». В центральный офис этой организации в Кливленде, штат Теннеси, обратился заместитель председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Дмитрий Благоев. Представитель РОСХВЕ обратился с вопросами по поводу того, связана ли скандальная община с «Церковью Божией» и известно ли вообще вероучение этой группы. Поводом для обращения стало крайнее беспокойство, что американскую общину «Слово жизни» ассоциируют в российских масс-медиа с протестантской пятидесятнической церковью «Слово жизни», которая широко распространена в России и в странах СНГ и имеет шведское происхождение (старший пастор Библейского центра «Слово жизни» в Москве норвежец Исхоел Маатс-Ола, также один из заместителей председателя РОСХВЕ). Естественно, что для евангельских верующих, каковыми являются пятидесятники, аналогия с неведомой им преступной группой неприятна (пятидесятники являются частью протестантского движения, как лютеране и баптисты, их вероучение отличается большим акцентом на дарах Святого Духа).

Доктор богословия и начальствующий епископ «Церкви Божией» Марк Л. Вильямс ответил РОСХВЕ, что Церковь Божья никак не связана с «нетрадиционной церковной группой», называющей себя «Word of Life Christian Church»: «Насколько мы знаем, это независимая церковь, никак не связанная с местными или международными организациями. В Америке такие организации обычно попадают в разряд культов. В понимании североамериканцев культ, это небольшая религиозная группа, которая не входит в состав более крупной и признанной религиозной организации и учение которой воспринимается большинством людей экстремальным или опасным. В этой «церкви» было около 20 человек и в газетах писали, что у ее руководителя были проблемы психического характера. Сначала он организовал эту группу и на протяжение нескольких лет был ее руководителем, затем оставил ее и затем вновь вернулся, чтобы вновь ее возглавить ее. Многие из первоначального состава группы после его возвращения заметили произошедшее в нем перемены и ушли из церкви. Вероучение и формы богослужения этой группы никак не соответствовали христианским традициям и устоям».

Марк Вильямс также выразил сожаление по поводу того, что недалеко от Хартфорда, штат Нью-Йорк, в Болдвинсвилле, действует другая протестантская церковь «Слово жизни» (“Word of Life Felloship”), которая принадлежит к признанному пятидесятническому объединению «Ассамблея Божия». Хартфордская история непосредственно отразилась на этой церкви «Слово жизни» - пастор Рэнди Чиз стал получать письма с проклятиями и угрозами. Пастор отмечал в интервью местным СМИ, что сыграло свою роль и то, что масс-медиа в России стали активно ассоциировать преступную группу со всеми церквями «Слово жизни», что неправильно. Генеральный суперинтендант «Ассаблеи Божией Джордж Вуд вынужден был также заявить, что хартфордская группа не имеет отношения к пятидесятническим церквям «Ассамблеи Божией».

Вполне понятно, что в подобном контексте, тема противодействия «сектам» была затронута в программе «Церковь и мир» от 19 декабря 2015 года на канале «Россия-24». Глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) неожиданно поднял важную тему о различиях между религиями и сектами в беседе с главой РОСХВЕ епископом Сергеем Ряховским (Архиепископ РОСХВЕ Сергей Ряховский принял участие в программе Митрополита Илариона "Церковь и мир"). И это несмотря на то, что часть православной общественности считает самого Сергея Ряховского лидером «сектантской» организации. Владыка Иларион и Сергей Ряховский согласились в том, что «секты» существуют и нужно вместе с ними бороться, и что «сектой» можно назвать замкнутую новую группу, в которую легко войти и из которой трудно выйти.

Неожиданно тема новых движений, возникающих на фундаменте исторически признанных конфессий, какими являются православие и протестантизм (и пятидесятничество, как часть евангельского движения), стала общей. Глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда так прокомментировал ситуацию вокруг американской общины: «…многие СМИ, как говорится, ничтоже сумняшеся, написали, что в церкви верующие убили человека. Выпуская новости под такими заголовками, журналисты, вольно или невольно, вводят людей в заблуждение, создают у них чувство страха перед религиозной жизнью».

Чувство страха перед религией в обществе создается тогда, когда все инаковерующие подозреваются в преступлениях, когда даже к зарегистрированным религиозным объединениям относятся как к «сектам». Тогда общество боится любой веры – как православной, так и неправославной.

Роман Лункин.


  
также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru