Оправдание репрессий. Часть третья. Атмосфера страха для православных и «сектантов»11 Декабря 2015
Религиозный мир России богат и разнообразен. Он таким был и в тяжелое советское время, он рос и развивался после перестройки. Верующие привыкли бояться, но от этого они не перестали быть верующими. Парадокс, но в стране, которая так гордиться своей духовностью, религиозная сфера, в первую очередь, подвергается ограничениям. Врагами и шпионами объявляются вполне патриотично настроенные неправославные церкви (от католиков до протестантов и индуистов). Получается, что с точки зрения государства, наиболее безопасной для общества оказывается тайная жизнь верующих. Представители власти в регионах, в основном, взаимодействуют только с православной епархией РПЦ. Само по себе это неплохо – число общин увеличивается, растет интерес к православию в обществе, но другие церкви стараются не регистрировать свои общины. В 2009 году они были испуганы новым законодательством о некоммерческих организациях, затем практикой применения Закона о противодействии экстремистской деятельности. Отчетность и проверки были дополнены еще и поисками «экстремизма», например, в общинах баптистов. Моральное давление на большую часть протестантских общин было оказано после событий в Украине в 2014 году – с пасторами проводились беседы по поводу того, а не хотят ли они совершить «оранжевую революцию». При проверке «иностранных агентов» среди НКО были также проверены и католики с протестантами. После поправок в Закон о свободе совести 2015 года от церкви можно потребовать финансовую отчетность, особенно, если она получила хоть один доллар из-за рубежа. Однако основанием для проверки является также и «подозрение на экстремизм», информация, полученная органами местного самоуправления или подразделениями Минюста и прокуратуры. В разговорах с чиновниками, ответственными за отношения с религиозными объединениями в местных администрациях, автору приходилось слышать, что они не знают, как применять новые поправки к Закону о свободе совести. Надо ли им требовать уведомления ото всех религиозных групп? Нужно ли требовать в нарушение законодательства РФ фамилии и имена всех членов групп? Надо ли всех теперь проверять на экстремизм? Кроме того, от централизованных организаций можно требовать списки групп. Как отмечают сами представители крупных, общероссийских и региональных, религиозных организаций (в интервью автору) они могут представить в управления Минюста РФ списки некоторых незарегистрированных общин в качестве религиозных групп для того, чтобы создать видимость отчетности и «легализовать» большие общины. Результаты религиозной политики последних 5-6 лет налицо. В России зарегистрировано 28450 религиозных объединений, из которых 16818 относится к Русской православной церкви (Информация Минюста РФ по состоянию на 10.12.2015). Численность мусульман и протестантских церквей (примерно по 5 тысяч зарегистрированных организаций у каждого направления) занижена, как минимум, в два раза. Это значит – 10 тысяч религиозных общин, которые не видны ни органам власти, ни широкой общественности. Сплоченные объединения Свидетелей Иеговы стойко выдерживают давление со стороны властей (обыски, задержания, уголовные дела), а ведь это 130 тысяч граждан России. Других – и крупные (пятидесятников) и более мелкие движения – саентологов, Общество Сознание Кришны регулярно унижают в масс-медиа. Возникают абсурдные ситуации. Под уголовное преследования попадают семьи иеговистов, в которых старшее поколение имеет на руках удостоверения жертв сталинских репрессий. Саентологов лишают статуса религиозного объединения – может ли кто-то в связи с этим логически объяснить, зачем кому-то признавать неверующими группу людей, которые считают себя верующими и ведут себя как верующие? Показателен также и пример перерегистрации религиозных общин в Крыму. На 10.12.2015 на полуострове зарегистрирована 271 организация. В украинский период было – 937 религиозных объединений. Создается список, как и на федеральном уровне, в котором подчеркивается господство «традиционных» религий. Для того, чтобы оправдать политику по отношению к «сектантам» в Севастополе вышел фильм «Чужие» (многие эпизоды этого фильма страшнее, чем сам фильм ужасов. Фильм широко распространен в интернете), где фактически преступными нелояльными организациями объявляются протестантские церкви. Фильм сделан по итогам поездки сектоборца Дворкина с лекциями в Крым. Программа борьбы с «сектами», ликвидации религиозных организаций, ужесточения их регистрации, формирования списка церквей-«иностранных агентов» была представлена 8 декабря 2015 года в Госдуме на круглом столе, организованном Комитетом Госдумы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений, на тему «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России». Сложно представить, какой ожжет быть безопасность государства в религиозной сфере после того, как половина общин окажется в подполье. Единственный выход из ситуации – либерализация процесса регистрации религиозных объединений, чтобы в уведомительном порядке регистрировались в пределах правового поля все, кто этого хочет. Тогда общество и власть получат широкую картину религиозной жизни. Только в этом случае будет возможен мониторинг религиозной жизни – научным сообществом и широкой общественностью. В том числе среди общественности могут быть и православные активисты, и антисектантские центры, потому что проблема не в них, а в том, что представителям Госдумы, органам прокуратуры, полиции, иным службам, легче использовать заранее составленный радикалами-сектоборцами список «врагов». И эти списки, а не научный анализ ситуации, становится основанием «чистки» религиозных рядов. Законы формально в России принимаются для всех, так что под них в какой-то момент могут попасть и сами православные. И любой, кто вдруг захочет вдруг верить в Кришну, Агни-Йогу или же решит придумать своего бога. В атмосфере страха никто не чувствует себя в безопасности. Роман Лункин
Читайте также:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |