В поисках экстремизма. В Общественной палате РФ обсудили доклад о религиозной свободе и свободу совести в России17 Сентября 2015
В 2015 году Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС) активизировала свою деятельность – издан ряд книг (Доклад о религиозной свободе в мире, сборник статей, посвященный 25-летию принятия первого Закона о свободе совести по итогам конференции, проведенной 26 мая). РАРС делала заявления с призывом к миру в Украине, по поводу кампании против адвентистов седьмого дня, по теракту во Франции против «Шарли Эбдо». Ранее РАРС была известна как МАРС или Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы. В настоящее время РАРСом руководят Александр Кудрявцев и Олег Гончаров, действует солидный Экспертный совет, в работе РАРСа участвуют представители всех крупнейших религиозных объединений страны, включая РПЦ. 16 сентября РАРС представил свой доклад о свободе совести на заседании Комиссии Общественной палаты РФ (ОП РФ) по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Выступления членов ОП РФ и экспертов позволяют лучше понять приоритеты свободы совести в России и проблем, связанных с религиозной политикой. Так, по словам Кудрявцева, Россия защищает, прежде всего, традиционные ценности, а приоритетом стран Запада является защита отдельных меньшинств. Именно поэтому ассоциация выступает против любых материалов, которые оскорбляют чувства верующих. Критически Кудрявцев оценил и доклад Госдепа США о свободе вероисповедания, который обусловлен политическими целями и служат инструментом давления. Российскую модель реализации свободы совести глава РАРС охарактеризовал как самую либеральную. Глава Комиссии ОП РФ Иосиф Дискин рассказ о главных проблемах, которые стоят перед российским обществом. В первую очередь, это квазиисламский экстремизм и необходимость оздоровления общественной морали. Массовый поиск идентичностей, при этом, является, по мнению Дискина, питательной средой для экстремизма. То, что благие законы исправляют нравы, - это мифология. Согласно опросам, люди, в основном, руководствуются при принятии решений собственными принципами и убеждениями (46%), номами морали и этики (35%), нормами культуры (19%), и лишь 12% - нормами религиями. Курс на мультикультурализм, на создание в стране «плавильного котла» недопустим, подчеркнул Дискин. В полемику с Дискиным вступил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ отец Всеволод Чаплин – он высказал недоверие главе Комиссии и обвинил Дискина в попытках манипулировать членами Комиссии и в игнорировании предложений отца Всеволода и в целом представителей РПЦ (на заседании также присутствовал отец Александр Пелин). Прежде всего, отец Всеволод предложил создать рабочую группу не по противодействию квазиисламскому экстремизму, как предлагал Дискин и ряд других членов палаты, а группу по псевдорелигиозному и антирелигиозному (или атеистическому) экстремизму. Однако решение по этому вопросу было отложено. Кроме того, по мнению отца Всеволода, многие данные указывают скорее на важность не индивидуальных, а коллективных ценностей в российском обществе. Нужно говорить не о растворении ценностей в гражданском обществе и идентичности, а об их раскрытии, чтобы народ мог реализовать свои возможности. По словам отца Всеволода, надо всерьез говорить об отношениях верующих и неверующих, необходимо провести слушания об осквернении почитаемых символов и атеистическом экстремизме, а также слушания о внесении изменений в законодательство с тем, чтобы защитить все священные тексты и не рассматривать их в рамках антиэкстремистского законодательства. Более того, отец Всеволод поднял вопрос о том, что в руководстве Комиссии ОП РФ должны быть представлены основные этнорелигиозные группы России, что, по мнению Чаплина, игнорируется руководством комиссии. На это, правда Дискин ответил, что действует строго по регламенту, так как каждый член палаты представляет только себя. Протоиерей Александр Пелин затронул тему несоблюдения Федерального закона о передаче имущества религиозного назначения в Петербурге. Власти отказывается передавать соборы епархии, а чтобы попасть к могиле Суворова приходится платить деньги и покупать билет. По словам Пелина, представители Петербургской епархии выявили более 20 групп в социальных сетях под такими названиями как «Бога нет» или Православию – нет», которые сочетают в себе критику православия и власти с либеральных позиций, публикуют оскорбительные материалы и карикатуры. Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов, отметил неправомерность решения судов по признанию цитат из Корана экстремистскими материалами, в частности, это касается последнего решения суда Южно-Сахалинска. 7 сентября 2015 года стало известно, что 12 августа 2015 года городской суд Южно-Сахалинска признал экстремистской книгу «Мольба (дуа) к богу: ее назначение и место в Исламе», которая представляет собой краткие пояснения к аятам Корана, приведенным на арабском и в русском переводе. Суд согласился с выводом автора экспертизы о том, что в коранических текстах, приведенных в книге, и комментариях к ним содержится пропаганда превосходства ислама над другими религиями. Такого рода решения с очевидностью оскорбляют чувства верующих. Крганов также напомнил, что еще в 2013 году на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями президент В. Путин заявил, что надо создавать экспертную площадку для того, чтобы появлялись правомерные экспертизы. Но до сих пор никто ничего не создал. Помимо этого, отметил Крганов, ситуация усугубляется тем, что в регионах руководство скрывает реальную религиозную ситуацию и конфликты. Представителя ислама поддержал сопредседатель Славянского правового центра адвокат Владимир Ряховский. По его мнению, практика признания священных текстов экстремистскими недопустима, нужен мораторий на рассмотрение такого рода текстов. Для того чтобы предотвратить принятие таких судебных решений как в Южно-Сахалинске, нужно также вернуться к определению признаков экстремизма в Законе о противодействии экстремистской деятельности и пересмотреть их, так как в силу расплывчатости и неопределенности этих признаков любой текст можно признать экстремистским. Надо также изменить подсудность этих дел районным судам, чтобы как минимум областной суд мог принимать подобные решения. В законодательстве, по мнению Владимира Ряховского, необходимо внести изменения, касающиеся проведения экспертизы различных материалов, в том числе религиоведческой экспертизы. Это особенно важно, поскольку Совет по проведению экспертизы текстов на предмет их признания экстремистскими при Минюсте РФ фактически не работает, заключил Ряховский. В силу большого общественного резонанса, в первую очередь, заявлений главы Чечни Рамзана Кадырова, решение суда в Южно-Сахалинске стало ключевой темой для обсуждения со стороны экспертов. Это решение заставило обратиться к теме борьбы с экстремизмом в религиозной сфере, хотя подобные южносахалинскому судебные решения принимаются уже давно, как по исламским текстам, так и по другим, например, по журналам Свидетелей Иеговы. Многие решения и экспертизы по ним проведенные можно назвать неправомерными. Получается, что судья в Южно-Сахалинске действовала в русле уже устоявшейся политики по борьбе с экстремистскими материалами. Иосиф Дискин в связи с этим предложил от имени ОП РФ обратиться в Верховный суд РФ и призвать отменить южносахалинское решение, привлечь судью к ответственности, вынести ее дело на квалификационную коллегию судей, предложить Верховному суду РФ дать разъяснение о порядке проведения экспертизы по данным вопросам. В противном случае, как показывает практика, – «услужливый дурак будет опаснее врага». Роман Лункин
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |